![]() |
/Это иллюстративное изображение укупорки мины М6 из сети Интернет, я не имею прав на него/ |
Тут господа журналисты с подачи пана Згурца подняли вой относительно закупок через посредников противотанковых мин М6 американского производства. В этом материале я хотел бы выразить свою точку зрения (имейте это ввиду, читая то, что написано ниже - это сугубо личное мнение, оценочные суждения и я не претендую на истину в последней инстанции) относительно подобных выпадов и утверждений.
Да, это действительно достаточно старые мины, которые преимущественно, изготовлялись в сороковых годах и сняты с вооружения американской армии в 1960-х годах прошлого века. Но даже если принять во внимание изначально журналистско-манипулятивные заголовки о высокой цене закупок следует понимать, что эти мины закупаются в условиях мирового дефицита взрывчатых веществ фактически по цене тротила, который в них содержится. И для неманипулятивной предвзятой подачи следовало бы пояснить обывателю о общемировом дефиците взрывчатых веществ - а также мировой политике цен на взрывчатые вещества.
Ибо взрывчатка сейчас в дефиците - любая; в особенности чистый тротил. И именно поэтому у нас и существуют такие понятия в обиходе, как мобилизационная взрывчатка и мобилизационные боеприпасы, где более дефицитные взрывчатые вещества смешивают с менее дефицитными взрывчатками и присадками, создавая смесевые ВВ. А помимо того, у нас в армии сейчас существует практика военного применения совершенно невоенных взрывчаток - например, применения горных ВВ на основе аммиачной селитры. Более того - например, эмульсионными ВВ у нас снаряжают боеприпасы для сброса БПЛА. Потому что у нас, внезапно, война - и нам не до жиру.
Действительно, существуют рекомендованные предельные сроки хранения взрывчатых веществ. Однако учитывая насыщение мин, специфику корпуса изделий, специфику укупорок данных мин и особенности их хранения, я более чем уверен, что именно с насыщением мин ничего не произошло. Практика показывает полную работоспособность взрывчатых веществ, поднятых из земли, в виде эха Второй Мировой Войны - а здесь мы говорим о изделиях, которые хранились в укупорках, пускай даже и открытым способом хранения.
Почему я так уверен в том, что они хранились в укупорках? Потому что укупорки от мин уже светились, как и сами мины - и на фронте, и даже на интернет-аукционах; господин Згурец и его команда подняли скандалы (да ещё и в достаточно манипулятивной форме подачи информации) о уже свершившемся факте - данные мины уже идут в войска и активно применяются. Применяются согласно предписаниям, аналогичным предписаниям к другим старым минам, которые уже применяются на фронте - "використовувати як джерело вибухівки для вибухових робіт". При этом, в отличии от иных вариантов - джерело всё-таки в металлическом корпусе, то есть пускай и подвержённое коррозии, но априори более защищённое, чем к примеру, дерево или пластик тех старых мин, которые поставляются условно бесплатно для нас в рамках военной помощи - но которые всё равно имели даже балансовую стоимость для тех стран, которые нам оказывают данную помощь.
При этом, нужно понимать, что пять килограмм тротила - это пять килограмм тротила. Которые можно спокойно применять в качестве сосредоточенного заряда; и которые ничем не отличались от взрывчатых веществ и средств инициации в виде своих ровесников - которые также применяются на фронте и достаточно уверенно детонируют и выполняют свою работу. О изделиях производства сороковых-пятидесятых годов прошлого века Вам может рассказать любой мало-мальски уважающий себя военный инженер, так или иначе сталкивающийся с ними как в нашем военном конфликте, так и в военных конфликтах на Ближнем Востоке, Северной Африке или в Юго-восточной Азии.
И пусть специфика географии возможных поставок мин, пускай и через поставщиков (что увы, может насторожить; с иной стороны, порой это необходимая мера, ввиду невозможности прямых закупок в силу тех или иных причин - и на такие расходы приходится идти настораживает условиями хранения) - мы однако, говорим о странах с другой культурой отношения к оружию и культуре обихода к оружию. Там бережно относятся даже к большим старичкам, не позволяя себе уж явно халатное отношение.
И при этом, нужно понимать, что мы не знаем о какой цене идёт речь - никаких контрактов нам господа журналисты не предоставили, достаточно халатно подойдя к своей работе. Если речь идёт о итоговой цене изделия, включая транспортные расходы доставки - это не самые большие деньги, говоря честно. Достаточно бросовые. И даже произведя минимальную и достаточно простую калькуляцию, мы получим довольно небольшую сумму за килограмм тротила. Тротила, безусловно нужного для сражающейся страны, который не так легко достать и закупить. Который никто не продаст по цене песка или щебня. К которому по сути бонусом идёт и корпус, и механический взрыватель с условной работоспособностью.
Я более чем уверен, что руководство тыловых служб СОУ знало, на что идёт и что покупает. И понимаю, чем оно руководствовалось, согласовывая данные закупки. И свою аргументацию, я привёл - возможно, в чём-то неполную, но явно куда более полную, чем однобоковая и манипулятивная подача журналистов. И любые мои аргументы пройдут факт-чеккинг; и в любых моих аргументах звучит здравый смысл и понимание ситуации и обстановки, в которых оказались украинские инженеры, украинские тыловые службы - и Украина в целом. Условия войны, во время которой надо искать любые способы уничтожать врага.
Поэтому стоит ли считать зрадой, тратой денег, тратами бюджета подобные мероприятия, если учесть те факты, которые я указал выше - и если учесть пользу от даже одной такой мины, переделанной под сброс из тяжёлого БПЛА в качестве заряда для уничтожения вражеского блиндажа или единицы техники? Мы ведь говорим о военном времени; о хозяйственных украинцах; о условиях дефицита и нехватки. Я бы не относился столь насторожено к подобным закупкам; более того - лично я отношусь к подобным операциям скорее как к вынужденной мере, на которую нам нужно идти. И на которую мы уже пошли - ибо эти мины уже на фронте, уже поставлены, уже применяются. И уже уничтожают врага; в отличии от денег, выдаленных на дороги, марафоны и пропаганду.
А вот к подобным журналистским выпадам я отношусь как к хайпу и манипуляциям на громкой теме, не меньше. А то и как к предвзятой подаче материала с целью той или иной выгоды. К которой, разумеется нужно трезво относиться, памятуя о особеностях украинской журналистики - среди которой непредвзятого подхода, пускай и ради красного словца и громких заголовков, увы, крайне мало.
Тем более, что в армии есть много куда более ярких, явных и актуальных проблем, угрожающих обороноспособности страны. И есть куда более явные и спорные траты бюджетных средств, куда более спорные решения, которые уже приняты - которые, на мой взгляд, и необходимо придавать огласке.
Спасибо за внимание.
С уважением, Владислав Бойчук.