/Фото не моё, взято на https://www.armedconflicts.com. Я не обладаю правами на данное фото/ |
Сегодня немного поговорим о тех единицах вооружения, на которые традиционно, в Силах Обороны Украины делается достаточно небольшая ставка, но которые сейчас действительно необходимы для решения фронтовых проблем.
Сейчас, как вы понимаете, в силу медийности, попыток закрыть дефициты одних типов вооружений другими (что невозможно, так как всё имеет свои плюсы, минусы и специфику применения), а также, разумеется, осознания коммерческого зыска, вектор вооружений и закупок сдвинулся в сторону дронов - как наземных и морских, так и авиационных. Я не собираюсь нисколько преуменьшать их ценность, необходимость и тот уровень пользы на тактическом локальном уровне, которые они приносят. Может быть, когда-то я об этом и поговорю. Нет же, я собираюсь сказать о том, в чём у нас действительно слабые места - и на что собираются делать ставку наши враги.
Это дистанционное минирование, в особенности - системы дистанционного минирования на нижних организационных уровнях. Это не особо распространено и в российской армии и этим тоже опекаются на высших организационных эшелонах военных структур: у них, кроме "Земледелия" и небольших запасов кассетных БЧ к РСЗО, снаряжённых минами, которым опекаются на бригадных и полковых уровнях, а то и выше; и к которому, как ясно из эссе некоторых людей, ощущается уже дефицит боеприпасов - ничего и нет. Разумеется, нет ничего и у нас - и даже в большей степени, ибо специализированных ИСДМ, как "Земледелие", в украинской армии банально нет.
Всё, что в этом плане у нас есть: это абсолютно скудные запасы кассетных БЧ к РСЗО, снаряжённых минами; а также небольшие запасы снарядов систем RAAM с минами М70/М73 и их модификациями А1 - а также небольшие запасы снарядов к иностранным РСЗО с противотанковыми минами АТ2. Но, как вы понимаете, этим всем (и такая же проблема есть и в российской армии) занимается артиллерия; которой довольно редко есть дело до постановки минных полей. И проблемы эти решаются также на высших эшелонах управления войсками - со всеми особенностями неповоротливой, громоздкой, местами бюрократизированной структуры управления.
А что на низах этого всего? А по большому счёту, ничего. Заградители - которых мало; а также не самая лучшая система ПКМ. А также, что у нас, что у противника - эрзацы и самодельничество; главным образом - точечное дистанционное минирование при помощи сбросов из БПЛА, а также при помощи "перекрутов". Разумеется, в массе своей, проблему это не решает.
Меж тем, решение есть даже у наших союзников; абсолютно конвенциальное и простое; которое нужно только закупать. Я говорю о буксируемой системе MV-3 чешского производства. Я не буду подробно останавливаться конкретно на ней (вы можете почитать о ней в сети Интернет), но на мой взгляд, это оптимум и это то, что необходимо на нижних организационных уровнях - если не в каждом инженерно-сапёрном взводе, то в роте уж точно. Лёгкая, абсолютно компактная (по размерам, помещается в габариты стандартного европоддона) трёхствольная буксируемая реактивная система, которая за пару залпов сможет закрыть дыры и прорывы наступлений, тким образом, купировав их. И даже если не уничтожит, то сделает то, что в американской армии называется "disrupt and fix" - остановит и обездвижит. Ибо ни о какой механизации продвижения уже речи идти не может; придётся делать остановки на обезвреживание или идти пешком - в лучшем случае. А в худшем - теряя технику. И как ни крути - снижая темпы наступления. За пару залпов одной или двух установок, стоящих на лёгкой технике типа пикапа.
И даже не обязательно покупать, система то простая. Купите лицензию, делайте сами - и покупайте только БК у дружественной нам Чехии. Либо же разработайте типы подобного БК к имеющимся мобильным РСЗО калибра 122 мм. и 128 мм. - собственного и иностранного производства. Насыщайте этим войска, и вы увидите отдачу от каждой вложенной гривны. А в перспективе, если отказаться от ратификации Оттавской конвенции (что, на мой взгляд, нужно было сделать давно) - создавать собственные варианты таких боеприпасов с противопехотными минами или суббоеприпасами, с самоликвидаторами или без.
Это всё звучит страшно немодно - как и многое из того, что действительно нужно нашей армии. Вроде тяжёлых БТР, эрзац-БМР на базе Т-64; лёгких наземных дронов для разминирования; фронтовой ПВО или собственной, поставляемой в войска лёгкой бронированной техники, а не волонтёрских машин повсеместно - о чём я, может быть, когда-то ещё расскажу. На этом можно мало заработать, разумеется; это не настолько расхайпленная тема, как десятки тысяч FPV-дронов - но это то, что поможет нам, на мой взгляд, выиграть войну. Что уже могло помогать бы пожарным командам отдельных бригад, которые сейчас решают проблемы, вызванные чужими ошибками.
Понятно то, что у нас всегда выбирается самый лёгкий путь. Легче набрать дурачков, чтобы они кидали и собирали ТМ-ки руками. Легче дать возможность донатерам собирать на пикапы для военных, а самим смеяться с российских мотоциклистов или самокатчиков. Легче покупать дроны, а не пытаться масштабировать производства артиллерии и самоходных миномётов. Но не всегда простое решение - самое лучшее. И не всегда что-то, из чего делают вундерваффе, таковым является.
Иногда полезно сместить вектор мышления и подумать о других проблемах, обдумав пути их решения. Но для этого нужно быть не только политиком, экономистом, умелым сборщиком чужих средств и донатов или специалистов в информационных технологиях - для этого надо быть в первую очередь военным, по призванию или по нужде. Нужно видеть ситуации на поле боя, нужно видеть нужды разных родов войск и структур войск, от низа до верха - и давать требуемое. И это обширная тема, о которой говорить и говорить - и может быть, подобным я и буду заниматься.
Как говорится, думайте и осознавайте. Может быть, до кого-то дойдёт.
До меня дошло давно, да и до других людей "в теме" тоже. До многих людей, которые как и я - хотели бы и говорить о другом, и заниматься другим. Но приходится делать тяжкий труд - из-за той обстановки, которую мы имеем и отчаянно хотим изменить, дабы жить мирно и думать о мирных задачах.
С уважением, Владислав.